Пятница, 26.04.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Ильинская СОШ"

Официальный сайт школы переехал на https://sh-ilinskaya-r62.gosweb.gosuslugi.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 137
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Программа "Основы туризма"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы туризма»

ПДО  Куканчиков Владимир Семенович

Ссылка на программу "Основы туризма" в формате pdf

Пояснительная записка

     Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Основы туризма» (далее – Программа) является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с положениями Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (Постановление Правительства РФ № 86 от 26.01.2017 года).

Направленность программы - туристско-краеведческая.

Актуальность. Задачи патриотического воспитания граждан Российской Федерации определены в федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан» национального проекта «Образование», среди которых предусматривается формирование у детей российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России,  а также осознанную выработку собственной позиции по отношению социально-общественным процессам, происходящим в России, на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны и т. п. Туристская деятельность максимально эффективно обеспечивает решение данных задач, т.к.  способствует изучению культуры и природы родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, воспитанию человека, обладающего познавательной, творческой и социальной активностью, развитыми коммуникативными, адаптационными личными качествами, высокой психологической устойчивостью.  В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как целеустремленность, настойчивость, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка педагогически правильно организованного туристского похода позволяет выявлять и развивать эти качества.

Новизна Программы заключается в ее интегративном характере. С одной стороны, это возможность обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, геоэкономика, регионалистика, геология, культурология, литература, экология и др.), варьировать виды туризма (пеший, водный, экспедиционный, поисково-исследовательский),  степень и категорию сложности в зависимости от возраста и опыта участников, с другой стороны – это использование образовательного потенциала туризма (практическая разработка туристических маршрутов своего населенного пункта, района, региона, выбора темы и направления исследований для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие Рязанской  области).

Отличительные особенности Программы. В Программе обобщен опыт многолетних исследований в области детско-юношеского туризма. Содержание разработано на основе программы «Туризм и краеведение» (авт. Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов), сборника нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от ЧС «Безопасность жизнедеятельности» и личного педагогического опыта.

 Данная Программа является практико-ориентированной, знакомит с основами туризма и краеведческих исследований, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по сохранению исторического и культурного наследия и оказанию первой помощи. Практические занятия проводятся на протяжении всего периода реализации Программы в виде занятий на местности и в помещении, а также отрабатываются комплексно в 1-3 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий. В каникулярный период практические навыки отрабатываются в многодневных походах, экспедициях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

В Программу внесены дополнения и изменения по результатам работы на соревнованиях Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и на туристских соревнованиях.

Особенностью Программы является систематизация всего материала по основным этапам туристской деятельности: подготовка к походу (предварительная и предпоходная), непосредственное выполнение путешествия и заключительная часть - подведение итогов похода. Содержание данной Программы разработано с учетом местных, региональных условий и особенностей. Добавлен раздел по психологической подготовке детей, что обосновано востребованностью учащихся при подготовке к участию в соревнованиях и походах.

Педагогическая целесообразность. В ходе реализации Программы, помимо физического, этического, интеллектуального и креативного развития детей, происходит развитие межпредметных связей по общеобразовательным предметам: география, краеведение, история, биология, физика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология. В условиях туристско-краеведческой деятельности моделируются практические жизненные ситуации, в которых возникает необходимость применения знаний, полученных в рамках школьных общеобразовательных программ. Обучающиеся так же приобретают практические навыки оказания первой доврачебной помощи, выживания в экстремальных ситуациях, у них повышается уровень психологической защищенности от внешней агрессивной социальной среды, развивается коммуникабельность. Все занятия строятся так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки туристской подготовки, походного быта, краеведческой работы

В процессе реализации Программы проходит и обучение школьников проектной, исследовательской деятельности.

 В рамках данной Программы используются различные формы социально-педагогической работы с подростками, в том числе для обучающихся, требующих особого педагогического внимания такие, как: - организация социальной среды – создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Данная форма работы основывается в первую очередь на личном примере руководителя, его установках на здоровый образ жизни:

 - информирование – проведение лекций, бесед;

- активное обучение социально-важным навыкам ;

- организация групповых тренингов в ходе проведения экскурсий и походов, взаимодействие с внешними организациями (социальными партнёрами);

- организация активной деятельности – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, духовная, благотворительная);

- организация здорового образа жизни – здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой;

- активизация личностных ресурсов – активное занятие спортом, творческое самовыражение.

Вторая основополагающая составляющая данной Программы – это создание социальной среды для реализации индивидуальных потребностей подростка:

- в самопознании (проявлении интереса к саморефлексии);

- в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим);

- в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

Программа направлена на поддержку интереса обучающихся, желания испытать все самим, на регулирование и контроль неуемной физической энергии и тяги к приключениям и романтике, связанным со стремлением к независимости, самостоятельности. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности, которая позволяет решать, как возрастные проблемы подростков, так и педагогические задачи, направленные на воспитание учащихся.

         Третья основополагающая составляющая Программы заключается в том, что подросток крайне нуждается в идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться. Очень важно, чтобы этим авторитетным лидером для подростка стал учитель, наставник, тренер. Это возможно при наличии двух необходимых условий. Дополнительное образование в полной мере способствует формированию неформальных отношений с обучающимися, основанными на доверии, сотрудничестве и партнерстве.

Адресат программы:

Данная программа предназначена для подростков 12-14 лет. Для этого возраста характерно проявление взрослости, стремление к независимости от взрослых и к самостоятельности, при явном зависимом положении от родителей. Организм детей испытывает большие нагрузки, связанные с интенсивным ростом и перестройкой гормонального фона. Все это сказывается на эмоциональном психологическом состоянии ребят, они часто испытывают недовольство собой, могут остро воспринимать оценочные комментарии, при этом полны романтических убеждений, для них ценны идеалы дружбы, верности, братства. В работе с ними важно выстроить доверительное дружеское общение на равных, поддерживать их веру в себя, создавать условия для проявления самостоятельности, коллективной социальной ответственности, дружбы, взаимовыручки, ощущения значимости дела. На занятиях туризмом в походах старшие подростки смогут реализовать свои потребности в романтизме, приключениях, самостоятельности, в исследованиях прошлого, или неизведанного в родном крае, испытать свой характер, научиться дружить, принимать решения самостоятельно.

Занятия проводятся в группах от 8 до 15 человек. Зачисление на обучение по программе по желанию, без предварительного тестирования, при отсутствии медицинских противопоказаний к физическим нагрузкам.

Т.к. в программе предусмотрена общая физическая подготовка общеразвивающего уровня, развитие физических качеств и навыков, необходимых в походе, необходимо иметь медицинский допуск.

 Срок реализации: 1 год (68 часов).

 Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа

Форма обучения – очная.

Формы организации деятельности: 

  • фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
  • коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно;
  • групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
  • индивидуальная: организуется для работы по подготовке к соревновательной деятельности, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.

В программе используются современные образовательные технологии и формы: развитие критического мышления (РКМ), технология сотрудничества, интерактивная (игровая) лекция, деловая игра, имитационная игра, образовательное событие, ролевая игра, модерация, круглый стол, тренировочное занятие, квест, игровой практикум, образовательное путешествие, имитационная ситуация, проблемная беседа.

Данная программа имеет возможность реализоваться в дистанционной форме обучения.

Цель программы:

формирование у обучающихся навыков поведения в разнообразной природной среде, их духовное и физическое развитие средствами туристско-краеведческой деятельности с элементами спортивного туризма.

Задачи программы:

Развивающие:

  •  развивать физическую активность, укреплять здоровье;
  • развивать инициативность и индивидуальные способности;
  • прививать интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
  • развивать логическое мышление и творческие способности;
  • предоставлять возможности для безопасной реализации интереса к экстремальному досугу подростков.

Познавательные:

 • формировать практические умения и навыки туристской деятельности;

 • научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять на практике знания, умения, полученные в клубе;

• обучать правильно использовать термины, формулировать определения, понятия, используемые в туризме, краеведческой работе, археологии;

 • обучать правильно использовать термины, используемые в туризме, краеведческой работе, археологии; формулировать определения, понятия;

• формировать представление о туризме как способе познания окружающего мира;

• обучать основам туристической деятельности;

• формировать умения и навыки туристической деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, поиска и организации места привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности и т.п.);

• развивать практические навыки деятельности в экстремальных ситуациях; • обучать правилам автономного пребывания в условиях природной среды; • обучать способам, правилам и приемам оказания первой помощи пострадавшим от опасных факторов в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные:

• воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;

• воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству;

• способствовать воспитанию активной гражданской позиции обучающихся;

 • воспитывать гордость за «малую родину» и страну на примерах выдающихся земляков;

 • способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта;

• содействовать удовлетворению потребности детей в общении;

 • поддерживать мотивацию к учебной деятельности, сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин;

 • содействовать социальной адаптации детей и молодежи, их самоопределению;

• развивать художественный вкус учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, воспитание трудолюбия, доброжелательности, честности, милосердия;

• воспитывать трудолюбие, доброжелательность, честность, милосердие.

Планируемые результаты

По окончании обучения у обучающихся будут развиты:

• разумная инициатива и индивидуальные творческие способности;

• интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

• логическое мышление;

• творческая инициативность;

 обучающиеся будут знать:

 • основы теории туризма при совершении путешествий малой и средней длительности;

 • технику преодоления естественных препятствий; • способы ориентирования на местности;

• правила поведения в природе;

• порядок и правила оказания первой медицинской помощи; обучающиеся будут уметь:

• подбирать личное и групповое снаряжение;

• составлять меню и подбирать необходимый оптимальный набор продуктов;

• организовывать привалы и ночлеги;

• разбивать туристический бивак;

• укладывать рюкзак;

• разрабатывать простейшие маршруты походов;

 • самостоятельно выбирать тему краеведческого задания для похода;

• распределять обязанности в группе;

• организовывать свою жизнь на основе безопасности жизнедеятельности;

 • переносить известные ему знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;

 у обучающихся будет воспитываться:

• трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;

 • патриотизм и любовь к своему Отечеству;

 • активная гражданская позиция;

• гордость за «малую родину» и страну на примерах выдающихся земляков, на основе изучения культуры, истории, экономики, природы родного края как одного из субъектов России;

• доброжелательность, психологическая уравновешенность, общительность;

• мотивация к учебной деятельности;

• художественный вкус, интеллектуальная и эмоциональная сферы, нравственность, трудолюбие, честность, милосердие.

Критерии и способы определения результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирование. выполнение обучающимися диагностических заданий, защиты проектов, решение задач поискового характера проверки-тесты, контрольные вопросы, внутренние соревнования, участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах.

Формы подведения итогов: тестирование, соревнования.

Полный вариант программы "Основы туризма" смотреть здесь. В формате pdf

 

 

 

 

Поиск
Гос Услуги
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
РЭШ
Навигатор 62
Сайт учителя ОБЖ
Мир ОБЖ

При копировании и цитировании материалов
с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2024